Почему снизился процент молодых ипотечных заемщиков
С начала 2021 года на рынке недвижимости аналитики отметили одну особенность: молодые люди начали терять интерес к ипотеке. Так, по данным, Национального бюро кредитных историй, с января по август 2021 года спрос на ипотечные кредиты среди заемщиков в возрасте от 30 до 40 лет сократился на 0,8 п.п. и составил 46%. При этом наибольшее сокращение доли в структуре выдачи ипотеки отмечено в возрастной группе россиян до 30 лет – на 1,2 п.п. до 20,6%. Своим видением, почему это происходит, с редакцией «Строительной газеты» поделились эксперты.
Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского»:
– Что касается ипотеки и молодых людей, то нужно оценивать ситуацию не только с точки зрения интереса, но и процента выдачи и отказов. Молодые люди как раз выбирают ипотеку с минимальным первоначальным взносом, ибо у них его просто нет. А вот люди от 40 лет могут вполне накопить на него. Ипотека с минимальным взносом — высокорисковая, поэтому банки неохотно кредитуют таких заемщиков. Ну и второй фактор – среди молодежи много людей, не имеющих официального подтверждения дохода. Я думаю, что, если доходы самозанятых начнут учитывать при выдаче ипотечного кредита, показатель вовлеченности молодежи в кредитную жизнь быстро стабилизируется.
Михаил Воронов, менеджер по ипотечному кредитованию компания «Евроинвест Девелопмент», Санкт Петербург:
– Вижу несколько причин того, что портрет ипотечного заемщика стареет. Пока еще нередки случаи, когда лица до 30 лет работают неофициально, получая зарплату в конверте. И это существенно осложняет получение ипотеки. В таких случаях ипотеку берут не сами молодые люди, а их родители, что увеличивает в статистике долю граждан в возрасте 40-50 лет.
Как известно, рост рождаемости фиксируется скачкообразно, примерно каждые 23-25 лет. То есть те, кто шагнул сегодня за отметку 30 лет, родились в период демографического бума, и большинство из них ипотеку уже взяли ранее – когда 30-ти им еще не было. Тех, кто родился в 90-х годах, численно меньше. Этот фактор, кстати, влияет на многое. И в тех случаях, когда речь идет о росте рождаемости, его нередко замалчивают или игнорируют.
Есть еще одна важная причина, которую нельзя не учитывать. Сегодняшние молодые люди до 30 лет в целом не спешат связывать себя обязательствами и, прежде всего, финансовыми. Для многих из них приоритет – это работа и карьера. Поэтому нередко они предпочитают арендовать квартиру и быстро менять ее для того, чтобы быть ближе к работе. То есть ключевыми для них становятся максимальная мобильность и гибкость.
Виктория Ковалевская, руководитель направления маркетинговых исследований компании «Главстрой-Регионы»:
– Аналогично представленным данным, в структуре продаж проектов компании «Главстрой-Регионы» в августе 2021 года (по сравнению с январем 2021 года) наибольшее сокращение доли потребителей ипотечного продукта демонстрирует молодая группа от 20 до 29 лет (с 24% в структуре их доля сократилась до 21%). Все возрастные группы продемонстрировали снижение доли, на фоне ощутимого наращивания доли покупателей в возрасте от 40 до 49 лет (с 25% до 32%). Тем не менее в структуре спроса основное ядро аудитории представлено контингентом в возрасте от 30 до 39 (40% по итогам августа), что на 1% меньше показателя января 2021 года. При этом в ЖК «Столичный» (Балашиха) молодая группа покупателей с использованием ипотеки в возрасте от 20 до 29 лет нарастила свое присутствие в картине спроса (с 22% в январе до 24% в августе), но этого было недостаточно, чтобы повлиять на общие показатели. В структуре спроса ЖК «Героев» (Балашиха) данная группа стала занимать 16% (было 26%). При некоторых расхождениях в рамках динамики представленности молодых групп в обоих проектах основное ядро аудитории спроса находится в группе от 30 до 39 лет (47% и 45% в ЖК «Героев» и «Столичный», соответственно). В рамках динамики одного месяца августа, возможно, рано говорить о тенденциях на рынке ипотечного кредитования. Стоит отметить, что новые условия программы субсидирования ипотечной ставки, по которым льготные условия распространяются на семьи с детьми, могут в дальнейшем отразится на молодых покупателях, для которых семейные вопросы пока неактуальны.